RU EN
 
+7 (8313) 27-25-84, 27-25-72
RU EN
 

«Химией я не хотел заниматься никогда»

07.02.2025

«Химией я не хотел заниматься никогда»

Потехин Вячеслав Вячеславович

В честь Дня науки, который отмечается 8 февраля, редакция корпоративной газеты ГК «Синтез ОКА» поговорила с человеком, отвечающим за научное развитие в нашей компании, — директором направления научно-технических исследований и разработок, доктором химических наук, профессором Вячеславом Потехиным.

— Вячеслав Вячеславович, почему вы стали заниматься наукой?

— Скорее всего, это наследственное: мой отец Вячеслав Матвеевич Потехин — доктор химических наук, профессор. Он защитил докторскую диссертацию в очень молодом возрасте, в 32 года, и потом получил известность в химической отрасли. Более 60 лет он работает в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте, где в течение многих лет был деканом факультета и четверть века заведовал кафедрой технологии нефтехимических и углехимических производств. Я тоже окончил этот институт, можно сказать, «профессорский сынок».

Но наукой начинают заниматься не только потому, что родители — ученые. К этому должны быть склонности. Я бы выделил три основных качества, которые требуются человеку, если он хочет заниматься наукой: внутренняя дисциплина, страсть и умение держать удар. Природа не всегда готова открывать исследователю свои секреты — нужно уметь договариваться с ней. И главное в этом деле — хорошие наставники, которые бы способствовали развитию, ставили правильные задачи, находили время для общения и были заинтересованы в результатах работы молодого ученого. Мой отец не был моим наставником, мы с ним работали в разных областях химии, что, наверное, хорошо. Он хотел, чтобы я сам постигал азы науки, — таков уклад в нашей семье. Отец направлял меня, приставляя к лучшим преподавателям и специалистам. Рядом с такими людьми нельзя было не знать предмет или работать плохо — нужно было соответствовать. В итоге эти люди и сформировали меня как разнопланового ученого, в деятельности которого есть место химии, физике, токарному делу и искусству. Сейчас я это очень хорошо осознаю и с благодарностью вспоминаю моих учителей.

— Какая область химии интересовала вас?

— Химией я не хотел заниматься никогда. В химии, особенно на старте ее изучения, нужно многое запоминать, потому что не понимаешь, как одно вещество превращается в другое. В 16 лет меня больше привлекали физика и математика, где есть свои законы и логика. Поэтому в Ленинградский технологический институт я поступил на физико-химический факультет и выбрал кафедру химии твердых веществ. Однако после срочной службы в армии и возвращения в институт что-то перестроилось во мне, и под влиянием отца я перешел на кафедру радиационного материаловедения. В 1993 году успешно окончил институт и получил диплом, но в аспирантуру поступил на кафедру неорганической химии. Тут тоже надо отдать должное отцу, он меня туда направил. Это была интересная школа фундаментальной и исследовательской деятельности, порой, чтобы провести химический эксперимент, нужно было на токарном станке самому выточить деталь для экспериментальной установки. На этой кафедре в 1996 году я защитил кандидатскую диссертацию, а в 39 лет — докторскую и прошел путь от ассистента до доцента, проработав до 2007 года. Все это время я занимался исключительно фундаментальными исследованиями. Основной мой научный интерес был сосредоточен на металлокомплексном катализе. Эта область требует всесторонних познаний в неорганической и органической химии.

— Почему вы ушли из института?

— Полагаю, что к тому моменту я, как кувшин, наполнился фундаментальными знаниями, они переполняли меня. Вот и возникла потребность реализовывать их в практической деятельности, хотелось видеть результат своей работы. В это время я познакомился с Сергеем Анатольевичем Луговским, который пригласил меня на работу в «Химтэк Инжиниринг». Видимо, сыграли роль и его интуиция, и тот факт, что костяк компании составляли выходцы из Государственного института прикладной химии — научные работники высокой квалификации. Он хотел, чтобы дело основателей компании развивалось, а для этого необходима структура, которая сосредоточена на разработке новых технологий. В «Химтэк Инжиниринг» я снова занялся наукой, но уже не академической, а прикладной. С 2007 по 2015 год на третьем этаже в 38-м корпусе располагалась научно-исследовательская лаборатория — комната, где мы решали практические задачи в интересах компании. (Сейчас в том же здании находится большая лаборатория пилотных установок, оснащенная современным оборудованием.) В этот период огромную поддержку мне оказывали люди, стоявшие у истоков «Химтэк Инжиниринг», — Т. А. Михайлова, М. И. Нагродский и Н. Т. Никущенко.

— Какие задачи ставил Сергей Анатольевич?

— Как всегда, амбициозные. (Смеется. – Прим. ред.) Задачи были связаны с модернизацией технологических установок, увеличением мощности действующих производств, улучшением качества продукции и научным сопровождением продаж отдельных ее видов. Нужно было создавать новые технологии, но «по книгам» это невозможно — сначала надо провести лабораторную отработку, а потом построить промышленную установку. Мы работали в том числе на перспективу, «заглядывали за горизонт»: что еще можно сделать, какие существуют тренды, что нам будет по силам? В этой работе большую помощь оказывала маркетинговая и коммерческая служба компании. Собственно, с 2007 по 2015 год создавались технологии, на которые у компании сейчас есть патенты: изготовление чистого триэтаноламина, диметиламиноэтилакрилата, триазинов – поглотителей сероводорода, разных оксиэтилированных и оксипропилированных продуктов, поликарбоксилатов. В этот период мы существенно улучшили качество метилдиэтаноламина «Химсорбента».

— Когда вы впервые увидели результат своей работы?

— В 2013 году по технологии, разработанной с моим участием, была построена производственная установка получения триазинов. Хочу отметить важную роль и помощь в создании установки сотрудника компании А. Н. Совкова, кстати, тоже выпускника физико-химического факультета Технологического института. Для меня как для человека, который вышел из вузовской науки и искал себя в практической области, это был очень важный шаг. Я всегда «заточен» на результат и хочу видеть плоды своей деятельности.

— В 2015 году вы вернулись в институт. С чем это было связано?

— Основная причина в том, что для разработки технологии требуется полноценная лаборатория с достаточным числом квалифицированных сотрудников. Создать такую лабораторию с нуля и привлечь персонал возможностей не было — все попытки упирались в большое количество технических и бюрократических сложностей. Тогда я принял предложение от руководства Технологического института и стал заведующим кафедрой технологии нефте- и углехимических производств. Это было непростое, но важное решение. У нашей компании была (И остается до сих пор. – Прим. ред.) амбициозная цель построить производство оксида пропилена методом HPPO (hydrogen peroxide-propylene oxide) по собственной технологии. «Химтэк Инжиниринг» помогла оснастить кафедру оборудованием для обучения студентов и создать лабораторию для решения технологических задач в области основного органического синтеза, в том числе по разработке технологии получения оксида пропилена. К работе на кафедре я привлек молодых ученых из числа подготовленных мной кандидатов наук. Возможно, взять кафедру ради достижения одной цели было эгоистично, но у медали две стороны: все требует немалых усилий и времени. Выполняя обязанности завкафедрой, я набрался опыта как руководитель.

В 2021 году на заводе была построена опытно-промышленная установка (ОПУ) блока синтеза оксида пропилена методом HPPO. Поскольку завкафедрой не может следить за работой установки день и ночь, я оставил работу в институте и стал высококвалифицированным «аппаратчиком». В жизни всегда нужно определять, что в данный момент главное, а что второстепенное. В 2021 году для меня важнее была технология производства оксида пропилена, и мое решение оказалось оправданным — мы успешно провели опытные работы, что позволило создать технологию и выдать исходные данные для проектирования. Сейчас идет проектирование установки, стадия технико-экономического обоснования.

Кроме того, в 2021 году изменилась ситуация: у компании появилась возможность создать свою научно-исследовательскую лабораторию. 12 апреля 2021 года была зарегистрирована компания «Исследовательский центр», и стартовал знаковый для компании проект «Монамин».

— По вашей технологии было построено новое производство «Монамин» и будет построено производство полиалкиленгликолей. Что вы чувствуете, когда видите результат работы — новый завод?

— У меня на глазах выступают слезы радости и гордости. Я эмоциональный человек и в душе — романтик, хотя, может быть, с виду и не скажешь. Но когда дело сделано и есть результат, я иду дальше — за новыми достижениями, не оглядываясь назад (в хорошем смысле этих слов).



Возврат к списку

Запрос в Синтез ОКА*
×
Контактная информация
Ваш запрос
↑ Необходимо согласие на обработку личной информации.
* Поля выделенные красным, должны быть обязательно заполнены
Сообщение успешно отправлено.